Проспект Металлургов – это одна из самых красивых и
любимых улиц нашего города. Мы так привыкли к этому названию, что другого просто
не можем себе представить. А ведь у проспекта – богатая и интересная история,
полная лирики, героизма и драматизма. Сегодня он стал родным и любимым для
большинства запорожцев.
Аллея Энтузиастов
С началом работ на Днепрогэсе в
городе как грибы после дождя стали строиться рабочие поселки. Только второй,
четвертый и шестой имели каменные дома. Остальные – третий, пятый, с седьмого по
пятнадцатый – были застроены бараками. С 1929 года начал возводиться шестой
поселок, получивший название Соцгорода. Здесь строились современные в основном
трехэтажные дома. У главной улицы поселка единственной было имя – Аллея
Энтузиастов им. Серго Орджоникидзе. Остальные, продольные и поперечные, имели
только номера – на манер американских городов.
Вот эта «Аллея Энтузиастов» и является первым именем нашего
проспекта. По плану улица должна была выходить широким бульваром в парк,
протянувшийся вдоль Днепра. Размах был огромен и отвечал современным проектам.
Ширина улицы удивляет и сегодня. Целых 60 метров. Наш проспект шире знаменитого
Невского в Санкт-Петербурге, загадочной Сумской в Харькове, важной Тверской в Москве
и даже главной улицы страны – Крещатика, который имеет ширину всего лишь
50 метров, и то не по всей длине.
Имени Серго Орджоникидзе
Серго Орджоникидзе был наркомом тяжелой промышленности. Как он относился к тому,
что в честь него, живого и здорового, названа улица, сказать сложно. Скорее
всего, принимал это как должное. В то время была такая практика. Не только
улицы, а и рабочие клубы, дома отдыха, даже заводы и фабрики называли в честь
партийной элиты. Практика была недолговечной. Вскоре они становились врагами
народа, предателями, шпионами. И об их именах забывали.
Нарком тяжелой промышленности несколько раз приезжал к нам в город. Он всегда
останавливался в фешенебельной привлекательной гостинице, находившейся на углу
Аллеи Энтузиастов. Орджоникидзе восхищался красотой современного проспекта. И, согласно
архивам и газетным публикациям того времени, он обязательно на машине с шофером
объезжал весь поселок. И это вовсе не анекдот или миф того времени.
Остались протоколы, в которых содержатся распоряжения наркома заасфальтировать
все улицы Соцгорода, провести освещение, а главное – перекрасить здания из
серого в более светлые, веселые тона и посадить побольше деревьев и кустарников.
Но на выделенные на благоустройство деньги заасфальтировали только две улицы:
главную, т.е. нынешний проспект Металлургов, и Восьмую продольную, теперь это
проспект Ленина. А 1 мая 1935 года на улице торжественно зажглось электрическое
освещение. Лампочки-плафоны специальной конструкции привезли из Москвы.
История постепенно исчезает
Аллея Энтузиастов с первых дней была шумной и оживленной улицей.
Пока не было городского транспорта, рабочие шли по ней пешком на заводы. А это
три, а то и пять километров. Потом построили железнодорожную платформу, стало
легче добираться на смену.
В октябре 1932 года по улице пошли автобусы. Сразу по двум
маршрутам – до главной конторы «Запорожстали» и до шамотного (огнеупорного)
завода с обязательной остановкой у завода ферросплавов.
Соцгород и
Правый берег Днепра считались одним районом, поэтому все праздничные
демонстрации и митинги проходили на Аллее Энтузиастов.
Перед самой
войной на пересечении Аллеи с Восьмой продольной поставили скульптуры летчика и
моряка. Молодые люди именно там назначали свидания, именно отсюда начинались
прогулки по бульвару. Вокруг были клумбы с цветами, и, словно коридор, стояли
молодые деревья, накрывая влюбленных природным шатром. Во время войны весь
Соцгород был разрушен, что называется, до основания. Но вот Аллея Энтузиастов
пострадала меньше всего. Может, Бог сберег, а может, такова судьба. Большинство
зданий остались прежними, их даже не чинили и не делали капитального ремонта.
Мне не раз приходилось слышать, что архитекторы города хотели сделать проспект
историческим местом. Произвести реставрацию, восстановительные работы, чтобы
улица стала притягательна для туристов со всего мира. В соответствии с тем
временем преобразить кафе, магазинчики, киоски, музейчики. Ведь туристам это
нужно – окунуться в тот период строительства Днепрогэса, почувствовать ту
атмосферу, тот быт. Но на практике оказывается все наоборот. Исторические
объекты исчезают навсегда, а торговые площади все растут и растут.
Проспект Сталина
В год 70-летия вождя всех людей и народов Иосифа Сталина в
декабре 1949 года горисполком в срочном порядке переименовал Аллею Энтузиастов в проспект
Сталина. Так название первой улицы Соцгорода исчезло с карты Запорожья.
Оправдание простое, как всегда – в городе нет улицы в честь вождя. А это должна
быть красивая зеленая величественная улица. Лучше Аллеи не подберешь. К тому же,
к юбилею вождя по этой улице должен был пройти первый городской троллейбус. И хотя
ширина проезжей части была с двух сторон по восемь метров, а движение –
одностороннее, транспорта на улице уже тогда было достаточно. На проспекте даже
поставили двух регулировщиков, которые управляли движением без светофора.
Проспект Сталина озеленили и украсили. Заново посадили шаровидные акации и
клены, жасмин, сирень, бирючину, тамариск. Только одних привитых роз было
высажено 550 кустов. На пересечениях с другими улицами на бульваре садили
серебристые красавицы-ели.
Так к юбилею вождя проспект стал самой
красивой и зеленой улицей.
Проспект Металлургов
Шумно, весело, торжественно город
отмечал 44-ю годовщину Великого Октября. По проспекту Сталина как всегда шли
колонны демонстрантов с алыми флагами и транспарантами. Это был год больших
перемен и новых надежд. А уже через неделю, 14 ноября 1961 года, горисполком дал
улице новое имя, современное – проспект Металлургов.
Проспект
сегодня меняет свое лицо. Новые магазины, вырубленные деревья. В самой
оживленной части – американский ресторан быстрого обслуживания «Макдональдс». А когда-то
именно здесь был музей под открытым небом. Также специальные выставки
для горожан и гостей. Ведь место было одно из самых посещаемых.
Первым был установлен макет крупнейшей в Европе гидроэлектростанции. Потом
выставку сменил макет комплекса заводов алюминиевой промышленности. Впервые в мире
алюминий выпускали в одном месте при непрерывном технологическом цикле.
Позже установили макет комбината «Запорожсталь». Сюда приходили пообщаться,
поговорить, поспорить. Потом появились голуби и первое такси.
Сегодня, как всегда, на проспекте много машин и людей. Ведь это главная
транспортная развязка города. Отсюда троллейбусы, автобусы и такси развозят
пассажиров по всем микрорайонам города. Проспект Металлургов – это наша
сегодняшняя жизнь, это красивая, важная и такая необходимая для нас улица со своей историей и судьбой.