С чего начинается…
Хортица
Здесь всегда живет
любовь
Семь озер – семь
чудес
Камень,
исполняющий
женские мечты
Дворец
не хуже Версаля
Многоликое чудо
великого острова
Проспект
Металлургов
Асуанская плотина
Аллея Славы
Где искать Протолче
Легенды Великого
Казацкого Луга
Кто ищет рай
в чужих краях
Таинственная
земля Геррос
Мосты
Преображенского
Путешествие
в природную сказку

Проспект Металлургов – это одна из самых красивых и любимых улиц нашего города. Мы так привыкли к этому названию, что другого просто не можем себе представить. А ведь у проспекта – богатая и интересная история, полная лирики, героизма и драматизма. Сегодня он стал родным и любимым для большинства запорожцев.

Аллея Энтузиастов

С началом работ на Днепрогэсе в городе как грибы после дождя стали строиться рабочие поселки. Только второй, четвертый и шестой имели каменные дома. Остальные – третий, пятый, с седьмого по пятнадцатый – были застроены бараками. С 1929 года начал возводиться шестой поселок, получивший название Соцгорода. Здесь строились современные в основном трехэтажные дома. У главной улицы поселка единственной было имя – Аллея Энтузиастов им. Серго Орджоникидзе. Остальные, продольные и поперечные, имели только номера – на манер американских городов.

Вот эта «Аллея Энтузиастов» и является первым именем нашего проспекта. По плану улица должна была выходить широким бульваром в парк, протянувшийся вдоль Днепра. Размах был огромен и отвечал современным проектам. Ширина улицы удивляет и сегодня. Целых 60 метров. Наш проспект шире знаменитого Невского в Санкт-Петербурге, загадочной Сумской в Харькове, важной Тверской в Москве и даже главной улицы страны – Крещатика, который имеет ширину всего лишь 50 метров, и то не по всей длине.

Имени Серго Орджоникидзе

Серго Орджоникидзе был наркомом тяжелой промышленности. Как он относился к тому, что в честь него, живого и здорового, названа улица, сказать сложно. Скорее всего, принимал это как должное. В то время была такая практика. Не только улицы, а и рабочие клубы, дома отдыха, даже заводы и фабрики называли в честь партийной элиты. Практика была недолговечной. Вскоре они становились врагами народа, предателями, шпионами. И об их именах забывали.

Нарком тяжелой промышленности несколько раз приезжал к нам в город. Он всегда останавливался в фешенебельной привлекательной гостинице, находившейся на углу Аллеи Энтузиастов. Орджоникидзе восхищался красотой современного проспекта. И, согласно архивам и газетным публикациям того времени, он обязательно на машине с шофером объезжал весь поселок. И это вовсе не анекдот или миф того времени. Остались протоколы, в которых содержатся распоряжения наркома заасфальтировать все улицы Соцгорода, провести освещение, а главное – перекрасить здания из серого в более светлые, веселые тона и посадить побольше деревьев и кустарников.

Но на выделенные на благоустройство деньги заасфальтировали только две улицы: главную, т.е. нынешний проспект Металлургов, и Восьмую продольную, теперь это проспект Ленина. А 1 мая 1935 года на улице торжественно зажглось электрическое освещение. Лампочки-плафоны специальной конструкции привезли из Москвы.

История постепенно исчезает

Аллея Энтузиастов с первых дней была шумной и оживленной улицей. Пока не было городского транспорта, рабочие шли по ней пешком на заводы. А это три, а то и пять километров. Потом построили железнодорожную платформу, стало легче добираться на смену.

В октябре 1932 года по улице пошли автобусы. Сразу по двум маршрутам – до главной конторы «Запорожстали» и до шамотного (огнеупорного) завода с обязательной остановкой у завода ферросплавов.

Соцгород и Правый берег Днепра считались одним районом, поэтому все праздничные демонстрации и митинги проходили на Аллее Энтузиастов.

Перед самой войной на пересечении Аллеи с Восьмой продольной поставили скульптуры летчика и моряка. Молодые люди именно там назначали свидания, именно отсюда начинались прогулки по бульвару. Вокруг были клумбы с цветами, и, словно коридор, стояли молодые деревья, накрывая влюбленных природным шатром. Во время войны весь Соцгород был разрушен, что называется, до основания. Но вот Аллея Энтузиастов пострадала меньше всего. Может, Бог сберег, а может, такова судьба. Большинство зданий остались прежними, их даже не чинили и не делали капитального ремонта.

Мне не раз приходилось слышать, что архитекторы города хотели сделать проспект историческим местом. Произвести реставрацию, восстановительные работы, чтобы улица стала притягательна для туристов со всего мира. В соответствии с тем временем преобразить кафе, магазинчики, киоски, музейчики. Ведь туристам это нужно – окунуться в тот период строительства Днепрогэса, почувствовать ту атмосферу, тот быт. Но на практике оказывается все наоборот. Исторические объекты исчезают навсегда, а торговые площади все растут и растут.

Проспект Сталина

В год 70-летия вождя всех людей и народов Иосифа Сталина в декабре 1949 года горисполком в срочном порядке переименовал Аллею Энтузиастов в проспект Сталина. Так название первой улицы Соцгорода исчезло с карты Запорожья. Оправдание простое, как всегда – в городе нет улицы в честь вождя. А это должна быть красивая зеленая величественная улица. Лучше Аллеи не подберешь. К тому же, к юбилею вождя по этой улице должен был пройти первый городской троллейбус. И хотя ширина проезжей части была с двух сторон по восемь метров, а движение – одностороннее, транспорта на улице уже тогда было достаточно. На проспекте даже поставили двух регулировщиков, которые управляли движением без светофора.

Проспект Сталина озеленили и украсили. Заново посадили шаровидные акации и клены, жасмин, сирень, бирючину, тамариск. Только одних привитых роз было высажено 550 кустов. На пересечениях с другими улицами на бульваре садили серебристые красавицы-ели.

Так к юбилею вождя проспект стал самой красивой и зеленой улицей.

Проспект Металлургов

Шумно, весело, торжественно город отмечал 44-ю годовщину Великого Октября. По проспекту Сталина как всегда шли колонны демонстрантов с алыми флагами и транспарантами. Это был год больших перемен и новых надежд. А уже через неделю, 14 ноября 1961 года, горисполком дал улице новое имя, современное – проспект Металлургов.

Проспект сегодня меняет свое лицо. Новые магазины, вырубленные деревья. В самой оживленной части – американский ресторан быстрого обслуживания «Макдональдс». А когда-то именно здесь был музей под открытым небом. Также специальные выставки для горожан и гостей. Ведь место было одно из самых посещаемых.

Первым был установлен макет крупнейшей в Европе гидроэлектростанции. Потом выставку сменил макет комплекса заводов алюминиевой промышленности. Впервые в мире алюминий выпускали в одном месте при непрерывном технологическом цикле. Позже установили макет комбината «Запорожсталь». Сюда приходили пообщаться, поговорить, поспорить. Потом появились голуби и первое такси.

Сегодня, как всегда, на проспекте много машин и людей. Ведь это главная транспортная развязка города. Отсюда троллейбусы, автобусы и такси развозят пассажиров по всем микрорайонам города. Проспект Металлургов – это наша сегодняшняя жизнь, это красивая, важная и такая необходимая для нас улица со своей историей и судьбой.

baburka.zp.ua © 2008-2009
16x Network